Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи (картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец) и объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
закрепить, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице, в поле;
обратить внимание на следующие признаки овощей - цвет, форму, вкус: можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), круглой форы (помидор, репка, картофель, капуста), сможет ли ребенок вспомнить название оранжевого и треугольного овоща (морковь) и фиолетового и овального овоща (баклажан)?;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей: разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи; во время этого занятия отрабатывайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей, назовите и обобщите: помидор, капуста, огурец – это овощи, потому что растут на грядке в огороде.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
· Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь)
· Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
· Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
· Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
· Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох)
· Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
· Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)
· Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой - маленький» (упражнять в словообразовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
огурец – огурчик помидор – помидорчик
горох – горошек лук – лучок…
Задание 5. Дидактическая игра «Один - много» (упражнять в образовании множественного числа имен существительных):
огурец – огурцы помидор – помидоры
тыква – тыквы перец – перцы…
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
· Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я... (свекла).
· Летом в огороде - свежие, зеленые, А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус, на ощупь?
Что из него готовят?
Это помидор. Он растет на грядке или в теплице.
Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус.
Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.
Помидор – это овощ, потому что растёт на земле в огороде.
Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (упражнять в согласовании существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) – морковь оранжевая, помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) – огурец овальный, репка (какая?) - ...
Задание 10. Дидактическая игра с мячом «Весёлый повар» (упражнять в образовании относительных прилагательных): Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо, а ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например:
Сок из моркови. — Морковный сок. Салат из свеклы. — Свекольный салат.
Икра из кабачков. — Кабачковая икра.
Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.
Задание 11.
Рекомендуем дома закрепить следующие стихи - потешки ( см. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи").
Пальчиковая гимнастика "Капуста"
Мы капусту нарубили. "Рубим" капусту ладошками.
Мы капусту трем - трем, Трем ладошки: хватательные движения.
Мы капусту солим - солим. "Солим" тремя пальцами - щепоткой.
И набили плотно в кадку. Сжимаем и разжимаем кулачки или удары ладошками по столу.
Все у нас теперь в порядке! Отряхиваем руки